Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что в современных условиях особую значимость приобретает переосмысление фундаментальных правовых подходов к взаимодействию государства и личности, гражданина и публичных механизмов. Устаревшие идеологические стереотипы, связанные с доминированием государства и его интересов в подобном взаимодействии, до настоящего времени превалируют в общественном правосознании, что не способствует современному пониманию юридических форм государственной деятельности как способа обеспечения приоритета прав человека в сфере публичной власти. В связи с этим важное значение придается обоснованию новых подходов к оценке и формированию государственной деятельности. Важнейшими видом такой деятельности традиционно выступают государственный контроль и надзор. Трансформация их в условиях очередного этапа административной реформы требует административно-процедурное обеспечение, которому в последнее время уделяется должное внимание.
Объектом работы выступают общетеоретические аспекты контроля и надзора как самостоятельных форм юридической деятельности и практика их осуществления в современном обществе.
Предметом работы является особый блок проблем, связанный с организацией, осуществлением и правовым обеспечением контрольной и надзорной деятельности в государственном механизме.
Цель работы состоит в теоретическом исследовании сущности и содержания надзора и контроля в качестве самостоятельных форм юридической деятельности.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: изучить понятие и правовую сущность государственного контроля; рассмотреть соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации; проанализировать понятие, цели и виды ведомственного контроля.
1. Понятие и правовая сущность государственного контроля
На данный момент вопросам осуществления государственного контроля, его правовой сущности, проблемам его реализации в определенной сфере деятельности уделяется значительное внимание как со стороны теоретиков права, так и со стороны правоприменителей. В научной литературе по административному, конституционному праву, теории государства и права вопросы государственного контроля освещаются по-разному. В одних случаях авторы рассматривают институт государственного контроля максимально широко, включая в него практически любую контрольную деятельность государственных органов. В других случаях государственный контроль освещается в достаточно узком плане, сводя его в основном к контролю органов исполнительной власти.
Государственный контроль в первую очередь следует понимать в широком смысле слова, поскольку он присущ всем органам государственной власти, однако с оговоркой, что с учетом принципа разделения властей, каждой ветви власти присущ контроль в определенной сфере правоотношений. Все же нельзя однозначно говорить о неправоте ученых, рассматривающих государственный контроль в узком смысле слова, ведь в каком-то роде контроль органов исполнительной власти является если не единственным, то самым распространенным видом государственного контроля. Трудности уяснения правовых границ государственного контроля связаны, прежде всего, с определением его понятия, которое в теоретическом плане довольно размыто.
Д.В. Капицына связывает контроль с административным влиянием, процессом сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо [11, с. 1691]. В.И. Майоров определяет контроль как коррекцию поведения, сдерживание от правонарушений со стороны контролирующих субъектов [12, с. 77]. Р.Р. Зарипова рассматривает контроль как деятельность в виде выявления отклонений процесса управления от нормативных установок [10, с. 146]. Из данных определений можно заключить, что контроль – это всегда определенная деятельность контролирующих субъектов, направленная на недопущение со стороны подконтрольных объектов нарушений различных нормативных установок и предписаний, заключающаяся в виде проведения проверок, постоянного наблюдения и т.д.
К признакам государственного контроля, во-первых, относится его содержание. Н.Ф. Воробьев определяет содержание рассматриваемого феномена как процесс осуществления профессионального наблюдения за деятельностью подконтрольных лиц для того, чтобы она соответствовала предписаниям закона и обеспечивала осуществление интересов общества и государства [8, с. 33]. С.А. Агамагомедова считает, что сущностью государственного контроля является социальная роль юридической деятельности, связанная с осуществлением государственной власти [7, с. 40]. Данная социальная роль, по мнению автора, реализуется посредством установления государственными органами соответствия законности деятельности подконтрольных объектов от имени государства. Таким образом, вышеуказанные определения содержания государственного контроля общие у ряда авторов.
Во-вторых, к признакам государственного контроля следует отнести масштабность его осуществления. Как верно подмечено Д.С. Фесько, государственный контроль осуществляется во всех сферах деятельности государства и общества, однако в пределах, ограниченных правовым регулированием [13, с. 165]. Объектами государственного контроля, к примеру, является социальная политика, экономика, внешняя и внутренняя политика, поведение частных лиц, действия организаций и учреждений и т.д. Что касается подконтрольных субъектов (объектов), то ими могут являться как отдельные физические лица или юридические лица, а также государственные и муниципальные органы власти. Однако ряд общественных отношений в демократическом государстве не должны быть объектом государственного контроля. Так, по общему правилу, недопустимо вмешательство государства в частную жизнь личности, в установление правового регулирования моральных ценностей. Однако, как показывает современное положение дел в России и в мире в целом, неприкосновенность частной жизни систематически нарушается путем осуществления контроля за поведением граждан в социальных сетях Интернет (примером чему служит массовое уголовное преследование пользователей за репосты и лайки); путем прослушки телефонных переговоров под видом борьбы с терроризмом и его проявлениями. Подобное направление государственного контроля (в форме надзора) фактически нарушает гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан.
В-третьих, к признакам государственного контроля необходимо отнести властность его осуществления. В этом плане следует согласиться с мнением, что государственный контроль является проявлением суверенной власти государства, поэтому он подкрепляется силами государственного принуждения. Властный характер предполагает определенный круг контролирующих субъектов. К конституционно закрепленным субъектам осуществления государственного контроля следует отнести Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, суды и прокуратуру РФ. Также от лица государства осуществляют контроль органы исполнительной власти, подчиненные Правительству РФ и Президенту РФ (федеральные министерства, агентства, службы и их подразделения), органы, формируемые законодательной властью (Счетная палата РФ).
В-четвертых, признаком осуществляемого государственного контроля следует считать системность. В систему государственного контроля включаются: 1) субъекты контроля; 2) подконтрольные объекты; 3) сфера государственного контроля (экономика, политика и т.д.); 4) пределы контроля (временные и правовые); 5) права и обязанности сторон контроля.
В-пятых, государственный контроль реализуется в определенной процедуре. Вмешательство государственных органов в деятельность подконтрольных объектов не должна быть хаотичной, она регулируется законодательством с целью обеспечения прав и свобод при осуществлении контрольной работы. Обычно процедура государственного контроля
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [федер. закон принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. № 197-ФЗ: по состоянию на 22 нояб. 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [федер. закон принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: по состоянию на 09 нояб. 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [федер. закон принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. № 294-ФЗ: по состоянию на 11 июня 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (часть I) . – Ст. 6249.
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314: по состоянию на 20 нояб. 2020 г.]« // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.
6. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2: по состоянию на 24 нояб. 2015 г.] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 6.
7. Агамагомедова, С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора / С.А. Агамагомедова // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 1. – С. 37–61.
8. Воробьев, Н.Ф. Понятие и правовая сущность государственного контроля / Н.Ф. Воробьев // Правовое государство: теория и практика. – 2018. – № 4 (54). – С. 29-35.
9. Гулиева, Г.М.К. К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации Г.М.К. Гулиева // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 188-190.
10. Зарипова, Р.Р. Понятие «государственный контроль» как правовая категория: некоторые аспекты понимания / Р.Р. Зарипова // Инновационная наука. – 2017. – № 1. – С. 146-147.
11. Капицына, Д.В. Контроль и надзор как элементы государственного регулирования / Д.В. Капицына // Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 1690-1692.
12. Майоров, В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-ориентированного подхода / В.И. Майоров // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2017. – С. 76-84.
13. Фесько, Д.С. Новое законодательство о государственном контроле (надзоре) и гарантии прав контролируемых лиц / Д.С. Фесько // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 1. – С. 163-171.